Типы уроков по ФГОС и их структура
На данный момент для основной школы выделены семь типов уроков. Типология учебных занятий остается на стадии разработки, поскольку педагогические поиски по этому направлению продолжаются. Однако хорошо известны общие показатели, отличающие структуру современного урока по ФГОС:
- четкая формулировка педагогических целей и способов их достижения, учитель может выступать в роли наставника и сотрудника;
- обеспечение развивающего, проблемного характера образования, что содействует поиску и новым открытиям, склонности к экспериментированию;
- позитивное начало и окончание занятия, благодаря которым формируется положительная мотивация, обретение у детей уверенности в собственных силах, готовности преодолевать сложности для достижения успешного учебного опыта;
- учет возможностей, способностей учеников, их эмоционального настроя, который гарантирует обратную связь и возможность оперативного реагирования на проблему.
- Разберем подробнее каждый из типов уроков по ФГОС в основной школе и их структуру.
- Урок открытия нового знания.
Деятельностная цель урока заключается в формировании умений реализации полученных знаний на практике. Содержательная цель сводится к расширению понятийной базы учащихся за счет включения новых элементов.
Урок открытия нового знания по ФГОС имеет следующую структуру:
- Мотивационный этап (этап самоопределения) к учебной деятельности (“надо”-“хочу”-“могу”). Длительность - 1-2 минуты.
- Актуализация пройденного материала, самостоятельное выполнение пробной задачи, фиксирование затруднений. Длительность - 5-6 минут.
- Проработка проблемных моментов: мест и причин; подготовка к преодолению затруднений. Выделяется 2-3 минуты.
- Конструирование проекта выхода из затруднения (решения проблемы). Длительность - 5-6 минут.
- Реализация проекта (5-6 минут)
- Первичное закрепление учебного опыта, действия проговариваются вслух. Длительность - 4-5 минут
- Самостоятельная работа с последующей самопроверкой - 4-5 минут
- Рефлексия учебной деятельности - 2-3 минуты.
- 2.Урок комплексного применения знаний и умений по ФГОС (урок закрепления информации).
Деятельностная цель урока: научить школьников фиксировать собственные трудности, выявлять причины затруднения и способы их преодоления. Содержательная цель: повторение, закрепление и при необходимости коррекция изученных алгоритмов, правил, понятий и т.д.
- Организационный этап.
- Проверка домашнего задания; опорные знания учащихся воспроизводятся, корректируются и актуализируются.
- Постановка главной цели и задач урока; на этом этапе учащихся нужно мотивировать к учебной деятельности.
- Первичное закрепление знаний. Решаются типовые задачи (в знакомой ситуации) и конструктивные (в измененной ситуации).
- Получение знаний в новой ситуации (проблемные задания); творческое применение полученных навыков.
- Выдача домашнего задания с инструктажем по его выполнению.
- Подведение итогов урока (рефлексия).
- Структура урока актуализации знаний и умений по ФГОС (урок повторения)
- Организационный этап
- Проверка домашнего задания, навыки и умения учащихся, нужные для творческого решения учебных задач, повторяются и корректируются.
- Обозначение цели и задач урока. Мотивирование учащихся к учебной деятельности.
- Актуализация имеющихся знаний с целью подготовки к контрольному уроку (или изучению новой темы).
- Знания и умения применяются на практике в новой ситуации.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Школьников проверяют на предмет усвоения знаний, допущенные ошибки обсуждают и корректируют.
- Выдается домашнее задание с порядком действий по его выполнению.
- Подводятся итоги урока (рефлексия).
- Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельных способностей и навыков структурирования и систематизации предметного содержания. Содержательная цель: построение распространенных деятельностных норм и выявление теоретических аспектов развития содержательно-методических линий курсов.
Структура данного типа урока по ФГОС:
- Организационный этап
- Обозначение цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности школьников.
- Актуализация имеющихся знаний.
- Обобщение и систематизация знаний для подготовки учеников к обобщенной деятельности/воспроизведению на новом уровне (вопросы формулируют по другому).
- Знания и умения применяются на практике в новой ситуации.
- Учащихся проверяют на предмет усвоения знаний, допущенные ошибки обсуждают и корректируют.
- Подводятся итоги занятия (рефлексия). Формируются выводы по изученному материалу.
- Структура урока по ФГОС коррекции знаний, умений и навыков
- Организационный этап
- Обозначение цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности школьников.
- Подведение итогов диагностики навыков, знаний и умений. Определяются типичные ошибки и пробелы в знаниях, задаются пути их устранения и совершенствования. По результатам диагностики педагог планирует индивидуальные, групповые, коллективные способы обучения.
- Выдается домашнее задание с порядком действий по его выполнению.
- Подводятся итоги урока (рефлексия).
- Структура урока развивающего контроля по ФГОС:
- Организационный этап.
- Обозначение цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности школьников.
- Выявляются навыки, знания и умения, оценивается уровень владения общеучебными знаниями. Задания должны соответствовать школьной программе. Быть посильными для каждого ребенка.
- Контроль может быть в письменной форме, а может сочетать устную форму с письменной. Исходя из типа контроля, формируется его структура.
- Подводятся итоги занятия (рефлексия).
Урок контроля знаний имеет деятельностную цель: формирование у школьников способностей к контролю. Содержательная цель сводится к контролю и самоконтролю освоенных понятий и алгоритмов. Уроки развивающего контроля длятся два часа, проводятся после изучения внушительного блока материалов, поэтому чаще используются для преподавания русского языка, физики, математики.
7. Комбинированный урок
Совмещает различные методы обучения: повторение изученного материала, освоение новых знаний с последующим закреплением, промежуточный контроль.
Структура комбинированного урока по ФГОС:
- Мотивационный этап (организационный момент).
- Проверка домашнего задания, актуализация пройденного материала.
- Создание проблемной ситуации, первичное усвоение знаний.
- Проверка понимания (учащиеся выполняют стандартные задания по алгоритму, уровень сложности постепенно повышается).
- Первичное закрепление, самостоятельная работа в парах или группах.
- Выявление допущенных ошибок и их коррекция.
- Обсуждение домашнего задания, рефлексия.
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Методическая страница