Автор: Коновалова Ольга Сергеевна – заместитель директора по инновационной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоильинский казачий кадетский корпус имени Атамана Ермака» Нытвенского района.
В августе 2012 года наше образовательное учреждение открыло двери новому типу педагогических работников – офицерам – воспитателям. К нам для устройства на работу пришли мужчины, которые увлеклись идеей кадетского корпуса и готовые поменять сферу своей деятельности. Среди них были: бывший инспектор по делам несовершеннолетних, воспитатель речного училища, тренеры спортивных секций, работники МЧС. То есть некоторые будущие офицеры казачьего кадетского корпуса имели раньше точки соприкосновения с детским сообществом в том или ином своем проявлении, но без базового педагогического образования. Возникла острая необходимость за максимально короткий срок подготовить офицеров для выполнения нового для них и для нас функционала. Занимаясь поиском подходящих программ переподготовки мы обнаружили только чрезмерно дорогостоящие и долговременные курсы, но ни времени, ни средств у нас не было, поэтому на первом этапе мы решили обойтись своими ресурсами.
Нами была разработана краткосрочная образовательно-профессиональная программа переподготовки офицеров – воспитателей. Основными целями данной программы являлись освоение методологических и психолого-педагогических оснований современного образования, понимание специфики кадетского образования, конструирование воспитательной деятельности.
Программа курсов включала следующие модули:
- нормативно-правовое обеспечение воспитательной деятельности казачьего кадетского корпуса;
- основные направления и содержание работы офицера-воспитателя;
- актуальные проблемы педагогики и психологии в деятельности офицера-воспитателя;
- технологии проведения внеурочной воспитательной работы;
Главным результатом переподготовки офицеров мы видели в освоении нового вида деятельности - воспитателя кадетских корпусов. Овладение профессиональными позициями и профессиональными компетентностями, необходимыми для осуществления воспитательной деятельности в ОУ системы казачьего кадетского образования. Все занятия строились в диалоговом режиме на основе активных методов обучения и рефлексивного подхода.
Проиллюстрирую некоторые моменты курсовой переподготовки. В течение первого часа общения с офицерами мы получили первый продукт совместной деятельности «Конвенцию о правах ребенка в рисунках», а после знакомства с Законом об образовании организовали выставку плакатов по правам и обязанностям участников образовательного процесса. Осваивая Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, мы попробовали составить «идеальный режим дня» кадетов. Во время изучения Типового положения об общеобразовательных учреждениях - казачьих кадетских корпусах и программы традиционного духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся в казачьем кадетском корпусе имени атамана Ермака, офицеры определили для себя круг мероприятий и бесед с кадетами.
Диалог психолога и офицеров по изучению основ возрастной анатомии и физиологии детей строился на конкретных примерах образовательной практики, с использованием житейского опыта мужчин. Заместитель директора по воспитательной работе провела мастер - класс по конструированию воспитательной работы и планирования мероприятий на период летнего лагеря. И, конечно, офицеры – воспитатели окунулись в мир казачества. Директор корпуса раскрыл некоторые аспекты казачьего воспитания, исторические основы казачества, традиции и нравы казаков, а также остановился на целях и задачах современного казачьего движения.
Темой для долгого разговора стали режим работы офицера – воспитателя, правила внутреннего трудового распорядка, организация внутренней службы в казачьем кадетском корпусе, функции, функциональные обязанности и критерии эффективности труда офицеров – воспитателей, воинские ритуалы и порядок их проведения.
Главным итогом всей проделанной работы можно считать успешную организацию летней кадетской площадки по подготовке к торжественному открытию корпуса.
Все офицеры корпуса вступили в Волжское казачье войско, приняли присягу и исповедуют принципы казачьего движения. Одним из стимулов стало проведение в нашем корпусе I Педагогической конференции «Казачий компонент в кадетском образовании». В работе конференции приняли участие преподаватели и воспитатели Корпуса, а также первый заместитель атамана СЗКО ВВКО казачий полковник В.Ф. Рыбальченко, директор Пермского филиала Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского кандидат экономических наук Н.Г. Цвикилевич, преподаватель Центра катехизации Пермской духовной семинарии кандидат филологических наук О.И. Сыромятников.Работа проходила по трем секциям: «Воспитание казачьей доблести», «Духовно-нравственное воспитание учащихся казачьих кадетских корпусов» и «Историческая значимость казачества». Темы секций вызвали живое, заинтересованное обсуждение участников конференции о прошлом, настоящем и будущем казачьего движения в России.
В настоящее время офицеры – воспитатели являются основными исполнителями казачьего кадетского компонента в корпусе. Именно они строят провоенный уклад жизни кадетов, организуют строевую подготовку, дежурство по корпусу, закладывают новые традиции, и конечно выполняют педагогические функции. Некоторые офицеры разработали программы кружков и спецкурсов: «Основы военной службы», «История кадетских корпусов России», «Самооборона», «Волейбол», «Футбол», «Стрелковая подготовка» и другие. Совместно с классными руководителями проводят классные часы патриотической направленности. Выполняют роль тьютора в построении индивидуального образовательного маршрута кадетов.
В результате индивидуального собеседования с офицерами – воспитателями, мы поняли, что им необходимо время для работы со всем взводом, и сейчас в режим работы корпуса вводится «Офицерский час». Это время предназначено для организации спортивно – массового досуга взводов, оздоровительной и просветительской работы с кадетами. И мужчины берут на себя ответственность за качественное использование «Офицерского часа».
В заключении хотим отметить, что воспитатели начали освоение новейших педагогических технологий: проектной деятельности и тьюторского сопровождения учащихся. Сейчас они готовятся защищать проекты тьюторского сопровождения кадетов и участвуют в педагогическом конкурсе профессионального мастерства.
ы т�< ��p���го сопровождения кадетов и участвуют в педагогическом конкурсе профессионального мастерства.
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Инновационная деятельность