Предпрофильная подготовка кадетов.
Автор: Застава Анна Николаевна- заместитель директора по научно- методической работе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоильинский казачий кадетский корпус имени Атамана Ермака» Нытвенского района.
В 2012 году школа поменяла статус и стала казачьим кадетским корпусом, что открыло перед нами новые возможности и поставила новые задачи перестроить весь учебно-образовательный и воспитательный процесс с учетом особого внимания к предпрофильному обучению кадетов.
Особенность нашего учреждения является, что основа индивидуализации образования закладываться, начиная с 5 класса - младший кадетский возраст с 11-12 лет до 14 лет (5-7 классы). В этом возрасте происходит адаптация воспитанников к предъявляемым педагогическим требованиям, правилам, нормам кадетской жизни; выработка привычек по следованию этим нормам и правилам; вхождение в кадетский уклад жизни и систему отношений. Образовательными результатами становятся: умение самостоятельно определять цели своего обучения. Далее возраст кадетского отрочества, 14 – 15 лет (8-9 классы). Осмысление кадетского образа жизни, системы требований, правил и норм; понимание значимости для коллектива и для себя лично ценностей и смыслов, заложенных в этой системе; постижение их жизненной мудрости и самоутверждение в них, владение основами самоконтроля, самооценки. В период старшего кадетского возраста с 15 лет до выпуска из корпуса (10-11 классы) происходит самоопределение и самореализация кадетов в различных направлениях и видах деятельности, определение профессиональных и жизненных перспектив; опыт решения личных проблем и опыт ответственности за эти решения.
Основным инструментом для решения задач индивидуализации образования корпуса в соответствии с требования ФГОС нового поколения является система дополнительного образования, кроме, элективные курсы по предметам в корпусе около 200 часов дополнительного образования. Мы создаем такую систему обучения в корпусе, которая позволит реализовать потребности учащихся с учетом их индивидуальных и профессиональных наклонностей, и обеспечит самоопределение воспитанников на жизненном пути. В результате реализации программы индивидуализации образования за каждым кадетом остается право свободного выбора своего дальнейшего профессионального пути, достижение выпускниками корпуса более высокого качества образовательной и профессиональной подготовки, развитие качеств индивидуальной личности, позволяющей свободно ориентироваться в социуме, подготовка учащихся к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, усвоение выпускниками нравственных норм, обычаев и традиций, накопленных обществом в труде и быту.
Образовательный процесс в корпусе основан на разнонаправленном обучении на основе индивидуальных образовательных маршрутов. Программа предпрофильного образования в корпусе включает в себя три этапа, каждый из которых имеет свои задачи и свою образовательную траекторию для воспитанников (1 этап- 5-7 классы, 2 этап- 8-9 классы, 3 этап- 10-11 классы):
5-7 классы (младшие кадеты)- предпрофильная подготовка воспитанников
- все виды занятий детей 5-7 классов регламентируются единым расписанием (в первой половине дня — учебные занятия; во второй половине — строевая подготовка на свежем воздухе, часы творчества, дополнительные занятия по интересам ребят, самоподготовка);
- обеспечение детей трехразовым питанием;
- включение в режим дня активно-двигательных и физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, соревнования разного уровня, спортивные игры);
- создание «бесперегрузочной» атмосферы психологического комфорта за счёт психологической службы корпуса (индивидуальные и групповые консультации педагога- психолога для детей и родителей);
- постоянная смена видов деятельности.
На этом этапе в результате предпрофильной подготовки происходит:
- 1. Выявление познавательного интереса у учащихся;
2. Приобретение опыта познавательной деятельности;
3. Приобретение опыта собственного выбора и ответственности за него, развитие представления о собственных интересах и возможностях;
8-9 классы( старшие кадеты)- предпрофильная подготовка воспитанников
- все виды занятий детей 8-9 классов регламентируются единым расписанием (в первой половине дня — учебные занятия; во второй половине — строевая подготовка на свежем воздухе, часы творчества, дополнительные занятия по интересам ребят, самоподготовка);
- обязательное посещение всеми воспитанниками элективных курсов «Твоя профессиональная карьера»- 8 кл. и «Социальное проектирование»- -8 кл., «Твоя профессиональная карьера»-9-е кл.
- обеспечение воспитанников трехразовым питанием;
- включение в режим дня активно-двигательных и физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, соревнования разного уровня, спортивные игры);
- создание «бесперегрузочной» атмосферы психологического комфорта за счёт психологической службы корпуса (индивидуальные и групповые консультации педагога- психолога для детей и родителей);
- постоянная смена видов деятельности.
На этом этапе в результате предпрофильной подготовки происходит формирование познавательного интереса у учащихся:
- 1. Приобретение опыта познавательной деятельности;
- 2. Приобретение опыта собственного выбора и ответственности за него, развитие представления о собственных интересах и возможностях;
- 3. «Зарождение» определенного образовательного запроса.
- 4. Умение воспитанников ориентироваться в мире профессий
- 5. Умение делать обоснованный выбор уровня образования
10-11 классы (старшие кадеты) - профильная подготовка воспитанников:
- все виды занятий детей 9-10 классов регламентируются единым расписанием (в первой половине дня — учебные занятия; во второй половине — строевая подготовка на свежем воздухе, дополнительные занятия по интересам ребят, самоподготовка);
- обязательное посещение всеми воспитанниками элективных курсов «Технология профессионального самоопределения и карьеры»- 10 кл, «Основы государственной службы» - 10 класс, «Основы военной службы»- 10 кл.
- мероприятия профильной ориентации психолого-педагогической диагностики, которые организуют классные руководители и администрация корпуса (анкетирование воспитанников «Оценка типа личности», «Мой выбор будущего», анкетирование родителей «Выбор профессии: предпочтения семьи»; индивидуальное консультирование)
- организация профессиональных проб
- обеспечение воспитанников трехразовым питанием;
- включение в режим дня активно-двигательных и физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, соревнования разного уровня, спортивные игры);
- создание «бесперегрузочной» атмосферы психологического комфорта за счёт психологической службы корпуса (индивидуальные и групповые консультации педагога- психолога для детей и родителей);
- постоянная смена видов деятельности.
На этом этапе в результате предпрофильной подготовки происходит формирование познавательного интереса у учащихся:
1. Подготовка учащихся к самостоятельному выбору профиля обучения;
2. Формулирование образовательного запроса на старшей ступени обучения;
3. Психологическое сопровождение освоения «поля возможностей и ответственности».
4. Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию
5. Осознанный выбор будущей профессии и возможности реализации собственных жизненных планов.
6. Социальная адаптация кадетов к объективным требования современной жизни
Предпрофильная подготовка способствует принятию кадетами решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в цело
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Инновационная деятельность